NEUTRAL
Представляю вашему вниманию NEUTRAL, лучшую российскую группу, играющую неофолк. Впрочем, может так случиться, что она и единственная такая. К счастью, своей монополией москвичи не злоупотребляют и создают музыку, ни чуть не уступающую по качеству своим зарубежным коллегам. Увы, у команды за душой всего лишь один настоящий релиз - "живой" CD. Надеюсь, что за ним последуют и другие, а если вы по какой-то причине пропустили Walpurgis Night at Luisen Kirche, то срочно исправляйтесь - вещь стоящая.

Давай начнем с самого начала. Итак, группа возникла в 1994 году, и вы играли тогда нечто типа industrial в духе GODFLESH. Я прав? Расскажи немного о том первом этапе существования группы, и о причинах, по которым вы вообще решили заняться музыкотворчеством. Осталось ли что-нибудь из того периода, чем можно было бы гордиться и сейчас?

Действительно, начинали мы как NEUTRAL именно в подобной стилистике. "Музыкотворчеством" я занимаюсь достаточно давно, а к 1994 году просто серьезно оформилось то, чем я хотел заниматься дальше. Первый этап ничем собственно не отличался от подобных этапов любой группы - репетиции, первая демка, концерты и пр. За исключением одного момента, по моим сведениям в Москве в то время подобную музыку (эдакий индастриал хардкор) играло крайне мало групп.. так что поначалу народ на концертах отчаянно не врубался в то, что происходит на сцене и доносится из колонок.. Тогда в моде были death metal и поскакушки типа CLAWFINGER и BIOHAZARD. Уже под закат первого NEUTRAL, когда нас немного узнали, да и музыка стала разная появляться, вроде была реакция понимающая. Относительно предмета гордости - это первый альбом, записанный за 2 недели, который до сих пор помнят и который, в общем, отразил нашу линию в те годы. Каждый релиз отражал эту линию в каждый конкретный период, я считаю, мне есть чем гордиться, благо линия менялась от релиза к релизу, и похожих друг на друга альбомов у нас нет.

Ваша группа, как я понял, распалась и некоторое время вообще не существовала. После этого периода вы обратились к готике. Как так? В чем причины такой резкой смены пристрастий - от GODFLESH к готике? Подросли - подобрели?

Действительно, мне пришлось расстаться с остальными участниками по ряду причин, но группы не было всего 2 месяца, так что полноценным распадом это назвать нельзя. А пристрастия менялись постепенно. Еще до создания NEUTRAL у меня появились несколько композиций, по саунду близких к готике, которые (или части которых) позже нашли свое воплощение в полноценном масштабе. В принципе к такому звучанию я тяготел уже давно, но влияние industrial все еще было сильнее. Тем более был еще The Dream... 1996 года, который как раз и отразил переходный период от индустиального звучания и мироощущения к более мелодичной dark wave готике.

В вашей "новой" музыке с самого начала присутствовали элементы неофолка, или со временем готика в очередной раз мутировала в совершенно новый для группы стиль - неофолк?

Неофолк не был для нас совершенно новым стилем. Половина вещей на концертнике написана в период, когда мы с И. Липкиным только начинали возрождать NEUTRAL, звучание немного поменялось, основа стала акустической, но первые пробы в данном направлении происходили в 1995-96 гг. Просто развитие плавно перетекло в те формы, которые в настоящий момент и определяют нашу деятельность.

Издали бы вы при возможности свои более ранние вещи, или к современному
NEUTRAL все эти готические штуки уже не подходят?


У нас периодически возникают мысли переиздать альбом 1996 года, но ни времени, ни средств пока на это дело нет.

Теперь давай немного поговорим о составе группы. Расскажи о людях, вовлеченных в группу... в общем, решай сам, что отвечать.

Для начала расскажу о человеке, которого можно легко назвать вторым полушарием мозга группы. Это Илья Липкин, гитарист, художник. Как я уже отмечал, с ним я познакомился через пару месяцев после развала первого состава. Очень грамотный музыкант, прекрасно понимает мои идеи и грамотно их воплощает. Его собственные идеи настолько близки моему пониманию развития группы, что, наверное, если бы я настолько владел инструментом, я по-другому бы их не реализовал. Его гитарные партии фактически являются основой для всех наших песен.
Женя Вороновский. Человек в Москве достаточно известный по таким проектам как MODEL и CISFINITUM, великолепный скрипач и пианист. Абсолютное понимание того, чем мы все занимаемся. Единственный профессиональный музыкант в группе. Насколько я могу судить о профессионалах, со скрипкой обращается завораживающе. Очень разносторонняя и неординарная личность.
Ян Никитин. Потрясающий вокалист группы Театр Яда, у нас - перкуссионист. Пока для него работы не так много, но планов достаточно, и я надеюсь, в недалеком будущем он развернется по полной программе.
Wolfsblood. Человек-тень:) Поэт, основатель первого в Росии Dark Folk online издания Seidr, вносит большой вклад в деятельность группы, в том числе большинство организационных функций, а также видео, фото съемка, сайт, российская дистрибуция альбомов - все на нем.
На мой взгляд, главное в нынешнем составе (надеюсь его уже можно назвать постоянным, по крайней мере основу) то, что все участники группы прекрасно понимают друг друга, и им реально нравится то, чем они занимаются в NEUTRAL, хотя у каждого, как я уже говорил, имеются свои проекты. Это тот фактор, на базе которого можно очень многого достичь, если избавиться от различных побочных моментов.

Теперь о дискографии. У вас, насколько мне известно, имеется CD и CDR. Это ваша полная дискография или еще существуют и другие издания? Песни на CDR и CD одни и те же, или это разные варианты?

В принципе, не считая первого демо и официального концертника, у нас имеются три self-released альбома. Некоторые вещи из них мы исполняем до сих пор.

Итак, самое время поговорить о вашем дебютном диске. Это живая запись вашего выступления на фестивале в Королевце. Почему для издания был выбран такой формат - "живое" выступление? Из-за бедности или вы с самого начала хотели сделать свой дебют именно "живой" записью?

Дело не в бедности и какого-либо предварительного планирования. Вначале мы не думали его издавать, думали только о выступлении, но после концерта, послушав запись, решили, что качество для концертного издания очень неплохое. Вначале хотели сделать двойной альбом с выступлением ROMOWE, но их не удовлетворило собственное выступление, и в итоге получился нынешний вариант.

Я мало знаком с неофолковой музыкой и, если честно, не шибко на нее западаю... мне почему-то больше по душе политически некорректные представители этого направления. Но без всякого желания "лизнуть поглубже" скажу, что ваш диск мне понравился. Ну, а как он вам самим? Вы довольны тем результатом, который, в конце концов, появился на свет? Ведь ничего уже не изменить.

Судя по твоим словам, тебя больше привлекает идеологическая направленность, а не форма музыкального выражения. Но это просто ремарка, а что касается альбома - считаю, что он удался. По крайней мере, я до сих пор испытываю удовольствие при его прослушивании, да и отзывы как в России, так и за рубежом положительные. Тем более, что на концерте было очень много импровизационных моментов, повторить которые сознательно может быть и не трудно, но атмосферу, подобную той, уже никак не воссоздать.

Много ли народу было на "празднике жизни", который стал "родителем" вашего альбома? На альбоме народ хлопает довольно резво...

Насколько я могу судить, зал был практически полным.

Кроме песен на стихи чужих буржуйских дядей вы исполняете свои собственные произведения. Сам компакт-диск издан весьма по-спартански - без руководства пользователя с текстами песен. Не хотел бы ты рассказать немного о стихах своих англоязычных песен? О чем они? Мне, например, очень нравится ваша песня Diamonds... о чем она?

Я бы поставил вопрос по-другому: помимо своих собственных произведений, мы иногда исполняем песни на стихи "чужих буржуйских дядей". В основном все тексты символичны, основаны на личных ощущениях или восприятии тех или иных событий. Некоторые, включая Diamonds..., просто фантазии. В скором времени на нашем сайте будут выложены переводы моих текстов, сделанные лидером группы EMBRACE OF BRANCHES Михаилом Wolfanger.

На альбоме присутствует единственная русскоязычная вещь "Русская сага". По-моему мнению это одна из лучших песен диска и, бесспорно, та изюминка, которая превращает вашу группу из "просто" неофолковых команд в "нашу". Лично я очень рад, что вы не забыли о своей собственной культуре и языке. Было ли решение включить русскоязычную вещь естественным шагом, или оно все же принималось с трудом? Будете ли вы продолжать опыты по развитию русскоязычного неофолка?

Что касается Русской Саги, то эта вещь живет сама по себе. Возникла она из ниоткуда, совершенно спонтанно, играется каждый раз по-разному, текст был написан за час, причем меня не оставляет ощущение, что текст как будто "надиктовали". Я не думаю, что она когда-нибудь будет записана в студии, по крайней мере, мы пока не видим, каким образом это можно сделать. Тем более после ее первого исполнения в Москве, реакция была настолько разнородной - от полного восторга, до абсолютного неприятия, что, наверное, показательно в какой-то степени, решение исполнять на концерте в Кениге было бесспорным. Относительно дальнейших опытов с родным языком, могу сказать, что есть некоторые мысли по этому поводу, насколько они будут достойны воплощения, покажет время.

Какова реакция слушателей на эту песню? Мне кажется, многие из поклонников неофолка принадлежат к "западникам", которые не шибко приветствуют "местный" колорит, а скорее хотели бы иметь просто хороший местный аналог забугорной музыки... или же я слишком пессимистичен?

Как я уже говорил, в Москве эту вещь восприняли по-разному. Дело доходило даже до сравнения с русским роком. В Европе, например, реакция была абсолютно противоположная. В качестве примера могу привести Альбина Джулиуса, который после прослушивания альбома, особо выделил именно Русскую Сагу, предложив издать ее на своем лэйбле. К сожалению, пока не получается. Насчет "западничества" российской аудитории я с тобой соглашусь. Однако, на мой взгляд, это присуще в основном московской публике, так как в том же Кениге, да и судя по письмам, в других городах вещь воспринимается очень благожелательно. Вообще в Москве подобное направление не очень жалуют, видимо, для большинства слушателей (в основном т.н. "готическая" аудитория) роковый "драйв" является основополагающим фактором, отсюда присутствие в основном коллективов "готик-роковой" направленности.

Если честно, то мне не совсем понятна ситуация с неофолком в наших краях. Казалось бы, исполнение неофолка/ апокалиптического рока - вещь довольно малобюджетная и посильная для наших реалий... бери гитарку, скрипку, барабан - и вперед! Да и почва имеется - уж бардов в наших краях никогда не переводилось. А в реальности все наоборот - всяких бритпопов и панков развелось море, а неофолковых команд я и не знаю. Нет даже убогих... Как ты думаешь, почему этот стиль не прижился в наших широтах? Что мешает? Да и можно ли ожидать хоть какого-нибудь оживления в этом направлении?

Ответ продолжает предыдущий. Мне трудно сказать, что мешает развиваться этому направлению, и нужно ли массовое развитие... меня могут обвинить в элитарности, но я твердо убежден - массовость губит любое направление. Достаточно посмотреть, что происходит с готикой даже в рамках андерграунда... Насчет оживления мне тоже трудно делать прогнозы. Я лишь склонен предположить, что некоторый интерес может возникнуть в том случае, если какой-либо российской группе удастся встать в один ряд со "столпами" направления и заработать стабильный устойчивый авторитет на европейской сцене.

Если судить по "Русской саге", то у тебя довольно мрачное представление о стране, в которой волею судьбы тебе пришлось родиться. "... там, где рождаться смертельно опасно..." Ты еще пессимистичней Паршева :) Что ты думаешь о теперешнем положении России? Ты оптимист?

С творчеством Паршева к сожалению - или к счастью- не знаком. Русская Сага - это не только портрет России.. это более обобщенная картина. О теперешнем положении России могу сказать, что, на мой взгляд, оно намного лучше, чем, например, лет десять назад. Пессимизм в чистом виде мне не свойственен, впрочем, как и оголтелый оптимизм, поскольку смахивает на психическое расстройство. Я предпочитаю реалистичный подход, как с определенными надеждами, так и с готовностью к разочарованиям.

И почему у тебя такое негативное отношение к христианству? Мне кажется, наезжать на Христа при сегодняшнем положении его паствы немного неудобно - это как пинать лежачего, что более позволительно инфантильным металистам. Религия настолько слаба, что уже превратилась в собственную карикатуру. Неужели тебе было бы ближе "вавилонское" столпотворение религий, в котором, как в мутной водичке, легче умным людям делать свои темные делишки?

У меня негативное отношение не только к христианству, но и к монотеизму вообще. Христианство в данном случае просто наиболее близкий пример. Религия, созданная как политическое течение, сотворившая в своей истории большое количество преступлений (включая инквизицию), подчинившая на большом временном отрезке разум и волю целых народов, превратившаяся в конечном итоге в инструмент наживы не может вызывать у меня поддержки и тем более преклонения. Абсолютно не согласен с твоим утверждением насчет "слабости" религии.. даже христианства. Вопрос только в том, что внешне христианская церковь взяла не себя "гуманитарные" функции, прекрасно понимая, что реалии сегодняшнего дня привнесли в жизнь несколько иные механизмы воздействия. Процесс обогащения не прекращается, а нет ничего циничнее, чем обогащение на вере.
Я уважаю взгляды людей, учитывая, что большинство выросло и воспитывалось в соответствии с определенными нормами, которые настолько впитались в сознание, что остались там на всю жизнь. Вопрос веры - это вопрос очень личный, и я не имею права его затрагивать, но вера не должна регулироваться никакими авторитарными институтами. А уж "темные делишки" прекрасно делаются и при нынешнем положении вещей, благо умные люди в мире никогда не переводились.

В тексте песни проскочили строки о "заброшенных скитах", "венках из ромашек" и т.д. Это, как я понял, апелляции к язычеству... Я правильно уловил смысл? Тебе действительно ближе эта вера?

Смысл ты уловил правильно. Эта вера мне действительно ближе, так как подразумевает свободу. Выбора, суждений, толкований. Эта вера не регулируется (в древности, конечно механизм регулирования существовал, но этим механизмом была сама природа), никакой централизации не существует. Эта вера чиста, без ссылок на источники, без толкований и теологических теорий, требующих слепого следования. Эта вера демократична, так как не притесняет ни прямо, ни косвенно никакую другую. Наконец, посредством этой веры осуществляется прямая связь с природой, как с Единым Организмом, человека, являющегося равноправным составляющим этого Организма, без претензий на господство над этим Организмом.

Когда можно ожидать нового альбома группы? Есть ли какие-нибудь подвижки в этом направлении?

Подвижки есть, альбом практически закончен. Скорее всего, к весне 2002 года возможен его выход. Параллельно ведется работа над новым материалом. Если получится, издадим и его.

Не знаю как другие, но лично для меня поэзия "открылась" не так уж и давно... скажем, мне понадобилось пережить вещи, появление которых и позволило, вероятно, увидеть за пляской слов нечто большее, чем просто рифмованный рассказ. Возможно, другие рождаются с даром получать удовольствие от поэзии... мне интересно твое мнение как поэта - все ли способны на понимание поэзии, или все же необходимо накопить определенный духовный багаж, чтобы двери храма открылись? И каких поэтов ты бы назвал своими любимыми?

Все зависит от способов выражения, конкретного смысла и формы. Если говорить о понимании поэзии с точки зрения читателя - это одно, с точки зрения написания - совсем другое. Я не претендую на какие-то определения выражения собственных мыслей и ощущений, но видимо, лично мне понадобился тот самый багаж, о котором ты говоришь, возможно, не только духовный, а просто определенный опыт, как переживания, так и осмысления пережитого. Грубо говоря, чтобы знать, о чем писать и примерно представлять себе, как именно писать. В принципе, поэзией я не увлекаюсь. Среди любимых могу назвать В.Маяковского и Р.Киплинга.

Ты ведь пишешь вещи как на русском, так и на английском, да? Существует ли разница между написанием стихов на разных языках?

Разница, безусловно, есть, как, например, разница между мясным и рыбным блюдом. На русском языке мне сложно писать песни. Видимо, я не владею им в той степени, чтобы он "заиграл". С другой стороны, на английском сложнее писать стихи, так как это также требует определенных конкретных навыков. Песни писать проще, они подчинены реально существующей, "зримой" мелодии, а в нашем случае для этой цели все же больше подходит английский язык, лаконичность которого позволяет уложить конкретный смысл в размер конкретной мелодии. Русский язык более сложный, и я считаю, что на нем я лучше умею "рассказывать", нежели петь.

Как происходит написание стихов? Существует общепринятое представление, что поэты, занятые написанием стихов, - это такие взлохмаченные люди с безумным взглядом, пьющие тонны кофе и сидящие до зари с пером и полупотушенной сигаретой: является ли для тебя окончательный результат - стихотворение - вполне естественным, или же сам творец бывает удивлен тому, что, в конце концов, вышло из-под пера?

На мой взгляд, ты привел уж очень ортодоксальное представление.. такими вообще представляли людей творческих, но, на мой взгляд, это совсем не так. Я, по крайней мере, не знаю никого, подходящего под подобное описание. Для меня это процесс спонтанный, после возможно редактирование, внесение некоторых изменений в текст, но эти изменения незначительны и кардинально ничего не меняют. Мне сложно "специально" придумывать текст на новую вещь, поэтому часто новые вещи я исполняю вживую на "птичьем языке" (например тот же Fest-Noz). Текст, как правило, появляется позже, после "привыкания" к мелодии, четкого оформления возникающих ассоциаций и образов. Однако иногда получается так, что текст сразу "выстреливается" и ложится на мелодию. Единственное чему я был удивлен, так это тексту Русской Саги... вернее, после того как прочитал его законченным от начала до конца, удивился, как хорошо все получилось.

Стихи, вероятно, рождаются достаточно личными: тебе не страшно обнародовать в виде песен некие весьма личные переживания, или все же существует некая "буферная зона" между правдой и рифмой?

Стихи - да. Но то, что я пишу для NEUTRAL несет в себе несколько иной оттенок. Некоторые мои стихи на русском языке выложены на нашем сайте, в них действительно затрагиваются очень личные переживания. Однако по прошествии времени грани стираются и острота ощущений притупляется, поэтому обнародовать их уже не страшно...А буферной зоной является завуалированность смысла образами.

Наш номер посвящен самоубийству. Полное название темы: "Является ли самоубийство решением вопроса?" Что ты думаешь о суициде? Имеет ли человек право на уничтожение того, что было подарено ему?

Мне уже задавали подобный вопрос, поэтому придется повториться. Считаю, что самоубийство - это предел выносливости человека, т. е степень безысходности должна достигнуть максимума - а у каждого этот предел свой в зависимости от характера, ситуации и т.д.

Как ты смотришь на промышленный конвейер самоубийств - эвтаназию, получившую, наконец, легализацию в некоторых странах Европы? Возможно ли такое в наших краях?

Во-первых, я не стал бы использовать термин "промышленный конвейер самоубийств". Все же о промышленном применении эвтаназии речь не идет. На мой взгляд, в этой связи встает вопрос о милосердии в том случае, когда все средства испробованы, и не остается ничего, как только наблюдать медленную агонию человека. Многие безнадежно больные люди, доведенные до края различными препаратами и прекрасно осознающие свою участь, по собственной воле просят прекратить их муки. В этом случае я считаю возможным применение искусственного умерщвления. Это в некотором роде схоже с ситуацией на поле боя, когда смертельно раненый просит товарища добить его, понимая, что шансов на спасение нет. В нашей стране, как и во многих других, где медицина во многих случаях не способна позитивно решить проблему, я допускаю принятие подобных форм только в случае осознанного добровольного волеизъявления.

Недавно мне пришлось посетить ваш город - Москву. Я не был в ней лет шесть. Знаешь, мне столица совсем не понравилась. Такое впечатление, что это совсем другой город, словно даже это и не Москва вовсе. Пропал дух той старой Москвы. Ты можешь согласиться с моим мнением? Чувствуешь ли ты перемены сам?

Ты меня, конечно, извини, но мне кажется, ты вряд ли мог почувствовать в полной мере "дух той старой Москвы", бывая в ней от случая к случаю. Почувствовать дух города, Москвы ли, какого-либо другого, да любого, в конце концов, можно прожив в нем немалое количество лет, чтобы по-настоящему оценить, как было и как стало. Безусловно, произошло много изменений, как во внешнем облике, так и в жизни города вообще, однако старый дух никуда не исчез, возможно, тебе так показалось, поскольку за внешними косметическими изменениями старая Москва просто стала меньше бросаться в глаза, тем более новое всегда ярче блестит...

Как правило, в конце интервью музыканты цитируют всяких умных людей, философов и т.д. Мне бы хотелось попросить тебя процитировать что-нибудь из твоих собственных стихов, так, чтобы эта цитата каким-то образом помогла объяснить читателям сущность NEUTRAL. Хотя бы частично. Можно такое?

Вообще-то цитировать себя - признак дурного тона:).. но раз ты просишь..

...И пусть купола утопают во злате
Пусть блеском кровавым сверкают распятья
Время торопит свои колесницы
А мы - лишь слеза в его мертвых глазницах...
Русская Сага

<<:back
Originally the interview was published in Russian in Stigmata magazine #3.
Neutral
Сайт создан в системе uCoz