Сказание старцев

C украинским дуэтом OLD MONKS SAGA я познакомился довольно необычно - спадар Горгорот каким-то случайным образом забрел на мою совершенно запущенную и забытую трафиком веб-страницу... Ну, дальше все было более-менее стандартно: электронные письма, обмен кассетами и т.д. В хорошее время мы живем! Интернеты всякие, мля. Я с большим трудом представляю себе, что такое ток, и почему он, горемычный, бегает по этим дурацким проводам, но благодаря ему, благодетелю, мы и смогли познакомиться. Вот ведь как бывает! Вот они - маленькие прелести цивилизации и НТР. Ах, если бы к ним еще добавить полное искоренение таких благ цивилизации как ржавая/ хлорированная вода, СПИД, сосиски с соевыми наполнителями, геморрой от сидения перед компьютером... Вот бы зажили! О чем это я? Ах, да, начиналось все с OLD MONKS SAGA. Вернемся к нашим монахам и их сагам. Я мало знаком с пост-советской электронной/ industrial сценой, но тот факт, что у нас встречаются довольно интересные проекты кшалту OMS дает мне надежду, что мы вырвемся на широкие пампасы мировой музыкальной сцены. Украинский дуэт играет довольно распространенную разновидность эпической folk/ ambient (хотя термин post-black metal мне нравится больше) музыки. Многие black metal отморозки заболели помпезными саундтреками к фильмам про троллей и супер-могучих рыцарей под влиянием творчества норвежского уголовника №1 Кристиана ака Варга Виккернеса. Я надеюсь, вы согласитесь с этим спорным утверждением. Тот, кто не считает Варга родоначальником этого стиля, пожалуй, согласится с тем, что другой норвежец - вислоухий эльфо-тролль MORTIIS имеет не меньшее право называться крестным отцом post-black metal ambient. В любом случае, дворовых блэкеров с синтезаторами развелось столько, что становится страшно и смешно одновременно. Некоторые из них (WONGRAVEN, LORD WIND) довольно неплохи, другие - полный отстой, вызывающий спазматические сокращения кишечника (и горе вам, если он полон!).

Любой человек, послушавший музыку OMS, отметит тот факт, что группа вдохновилась шедеверами "нового" BURZUM. Я "новый" BURZUM не жалую, хотя и имею все его альбомы. К счастью, украинцы переболели бурзумщиной в очень легкой форме, поэтому влияние этой группы заметно только на первом треке их наиболее известного опуса Trilogy Of Cognition And Absolute Reason Of Ancient Depth. Осторожное продвижение вглубь альбома показывает, что музыка эта имеет мало общего с мертвыми Балдерами, и, более того, она ужасно затягивает! Спокойные блеклые звуковые ландшафты рассеивают ваше внимание и засасывают в светлый слегка печальный омут нирваны. Совершенно незаметно кассета перескакивает на другую сторону, потом опять... останавливать ее не хочется. Как говориться, не все то золото, что блестит. Именно поэтому я и решил, что OMS в этом журнале будет.

Как уже упоминалось ранее, группа имеет альбом с жутко длинным и заумным названием, повторять которое я не решусь. Издан он в формате CDR где-то в дебрях Англии или Шотландии. Но, конечно, его можно найти и на вольной и хлебной Украине. Первый камень в огород буржуев уже полетел, второй по-моему уже на подходе. Или и второй уже в дороге? В любом случае, на этот раз украинцы решили выходить на рынки Штатов. Да, спадар Горгорот еще является и менеджером украинского же проекта f.h.f. ВНИМАНИЕ! Этот проект ужасно хороший, поэтому все фанаты death industrial a la BRIGHTER DEATH NOW должны его срочно приобрести. Я, например, просто тащусь! Скорее бы пришла кассета с их полным альбомом (у меня лишь 3 песни, мля). Ладно, закругляемся. Я думаю, этого вступления достаточно, для того, чтобы вы поняли, что на Украине появился неплохой ВИА и его следует оценить! Ну те, кто уже успел облагородить свои стереопатефоны милой кассеткой OMS, имеют шанс познакомиться и с его создателями, скрывающимися под какими-то криминальными кличками и абревиатурами.

Вас в группе только двое, поэтому, я думаю, не уйдет много времени на то, чтобы рассказать о себе. Расскажите немного... Чем занимаетесь в свободное от музыки время, работа есть?

Gorgoroth: Музыкой я занимаюсь в свободное от работы время, а не наоборот. Хотя и в рабочее время занимаюсь продвижением нашей музыки. Благо, такая возможность пока существует. Я работаю в Житомирском инженерно-технологическом институте, параллельно учусь в аспирантуре на заочном отделении. Времени на музыку остается очень мало, но я все же пытаюсь выкроить некоторое время для творчества.

~N~: Музыка - не основная моя деятельность. Я одновременно работаю и учусь в институте, так что свободного времени остается очень мало. Но стараюсь уделять внимание музыкальной деятельности по мере сил. Интересы мои очень обширны. Это и музыка различных направлений и стилей, и литература, и история, и философия, и религия. Я думаю, все это помогает мне в музыке, дает пищу для размышлений...

Я ненавижу задавать вопросы об истории группы. Вы мне просто пришлете какой-нибудь пресс-релиз с ней, хорошо? А спрошу я вас о том, с какой стати вы вдруг решили играть ambient музыку? На наших широтах она не очень популярна, и сейчас моднее играть какой-нибудь black metal...

Gorgoroth: Своего будущего коллегу по Формации я знал задолго до начала нашего плодотворного сотрудничества... и настал момент, когда мы поняли, что сможем вместе создавать что-то отличное от того, что делали вокруг наши друзья и знакомые. Наши корни, так или иначе, находятся в black metal. Просто мы выразили наши мысли и чувства несколько иначе, чем это делали до нас другие.

~N~: Да, был и блэк, и дум, и трэш. Все было. Но в этих областях очень мало места для эксперимента. Поэтому за то время, пока существуют эти и подобные им направления, уже практически все сделано. А dark ambient, являясь, по сути, экспериментальным течением, предоставляет большое поле для внедрения самых, на первый взгляд, сумасшедших идей и фантазий.
Популярность - явление приходящее и уходящее. Когда-то, лет десять назад, тот же блэк не имел такой широкой популярности, как сейчас. Тогда почиталась другая музыка. Поэтому привязываться к тому, что популярно в данный момент, по крайней мере глупо и недалекоглядно. Свои мысли нужно реализовывать в том виде, каком они возникают, не взирая на стили и рамки, ими установленные. Уже сейчас dark ambient начал условно делиться на множество жанров. Так зачем же начинать пересматривать свое творчество в погоне за стандартом...

OLD MONKS' SAGA - это ваш первый музыкальный опыт или до него у вас уже были группы?

Gorgoroth: Когда-то у меня была одна дворовая команда, но это была очень несерьезная организация, поэтому OMS можно считать моим первым опытом в музыке.

~N~: Небольшой опыт есть. Были команды. Я принимал участие в проектах разных стилей - от speed до death. Сессионно помогал одной black команде.

Да, вопрос о названии группы относится к самым избитым и банальным, но ваше название слегка выбивается из общей толпы пугалок-демонов и прочих языческих божков, поэтому я подумал, что, может, за этим названием стоит какая-нибудь история. Есть ли такое, или вы выбирали имя от балды?

~N~: Особенной истории здесь нет. Название предложил я. И, конечно же, оно не было взято "от балды". Какой в этом смысл? Что оно будет в таком случае отображать? Над названием я не корпел, просто выбрал из нескольких вариантов то, которое наиболее точно отображало (и отображает) предмет самого творчества. "Сказание Старцев" (а именно так звучит название на русском) - это символ мудрости Эпох, осмысленности бытия в согласии с законами Вселенной...

Вы играете музыку, которую можно отнести к разряду эпическо-фольклорного dark ambient. В настоящее время этот стиль наводнен столькими группами, что складывается впечатление о том, что каждый, кто имеет синтезатор, уже записал или записывает альбом. Интерес публики несколько иссяк, а предложение более чем избыточно. Вы не боитесь затеряться в этой толпе? Есть ли у вас план по продвижению группы, или вы пока плывете по течению?

Gorgoroth: Прежде всего, музыку мы пишем для себя. Поэтому, если кто-то в ней заинтересуется - хорошо, если нет - мы особо не расстроимся. Всегда где-нибудь найдутся понимающие люди, которые оценят по достоинству нашу музыку. Мы готовим новый материал и о каких-то планах по продвижению не думаем. Просто находятся люди, которые желают нам помочь, и мы за это им очень благодарны. Все придет само и в свое время.

~N~: Мне в принципе не важно присутствие или отсутствие интереса публики. Сегодня людям нравится одно, завтра - абсолютное другое. Тем более, что большая часть этой самой публики слепо следует моде. Так что я не собираюсь подстраиваться под чьи-то вкусы.Тех, кто записывает альбомы, купив синтезатор, и толкает их в массы, я уже наслушался достаточно. Такая же ситуация имела место и с другими направлениями в музыке. Позже основная масса подобных "супер проектов" исчезала, оставались лишь серьезные люди, которых мы сейчас знаем. Я не собираюсь конкурировать с кем-либо. Каждому - свое место! Всеми делами Формации занимается мой коллега, поэтому о планах и продвижении ничего сказать не могу. Мне это просто не интересно. Я всего лишь делаю музыку такой, какой она мне представляется, и все...

Вы издали свой альбом в Англии. Есть ли какие-нибудь результаты, которыми можно было бы похвалиться? Прорыв на запад состоялся, или это была лишь пристрелка?

Gorgoroth: Было распространено около сотни копий диска. При этом мы получили некоторую известность в узких кругах в Европе и Штатах. В Украине нашим творчеством стали интересоваться совсем недавно. И если честно, не те люди, со стороны которых мы ожидали интереса. Поэтому не знаю, можно ли назвать это прорывом или нет.

Вашу музыку трудно назвать очень сложной или навороченной. На первый взгляд, она мне даже показалось примитивной (новый BURZUM, конечно, еще проще), но чем больше я слушаю ваш альбом (а делаю я это уж больно часто, надо признать), тем больше я замечаю, что за показной простотой скрывается нечто большее. Каждый раз открывается что-то новое, а старое не набивает оскомину. Мне кажется, что написание такой музыки - это не сиюминутный поступок, импровизация, а долгий и нелегкий труд, полный переделок и корректировок. Прав ли я?

Gorgoroth: Да, действительно, над нашим материалом мы работаем очень долго. Первый наш альбом, который ты уже слышал, мы создавали и дорабатывали больше года - с начала зимы 1998 до весны 1999. Только над черновым материалом композиции Illuvatar's Children мы работали около трех месяцев изо дня в день. И при тогдашнем нашем оборудовании было очень нелегко что-либо делать. Временами нам казалось, что мы могли бы сделать тот или иной момент лучше, чем предыдущий вариант. Возможно, в будущем мы переделаем все старые вещи с новым звуком и с новыми эмоциями. Одна композиция (самая первая, которую мы создали) претерпела около 15-20 изменений в процессе создания. Как то я нашел первоначальный вариант и был очень сильно удивлен, как сильно поменялась структура и звучание.

~N~: Конечно. Это очень нелегко. Тем более, что я не могу работать "по расписанию". Если у меня нет для этого определенного настроения, то я не могу заставить себя сделать что-либо. Бывает такое, что настроения нет месяц-два, а потом садишься, и за один день - новая вещь (в "сыром" варианте, конечно). Потом долгая и упорная обработка, сведение и прочее. Сказывается отсутствие нормального профессионального оборудования. Но пока, медленно но уверенно, как говорится...

Любите ли вы слушать свою собственную музыку? Обижают ли вас негативные рецензии или вы стараетесь не обращать на них внимание?

Gorgoroth: Мне нравится время от времени слушать наши творения. Я нахожу в них то, чего раньше не слышал даже сам. И этот процесс бесконечен. Поиск чего-то нового заставляет меня раз за разом прослушивать ту или иную композицию. Насчет негативных рецензий... Мы принимаем любую критику в наш адрес и не имеем привычки обижаться на чужые мысли. Это мысли людей, и они имеют на них полное право.

~N~: Нет. Я практически никогда не слушаю готовых композиций за исключением редких случаев. Но иногда, когда проходит довольно много времени, музыка звучит как-то по-новому, с другими интонациями. Тогда это приносит огромное наслаждение...

Кто делал вам дизайн обложки? Я немного связан с такого рода бизнесом, и мне обложка показалась несколько любительской.

~N~: Обложка - полностью моя. А какая разница - любительская она или профессиональная? Обложка, так же как и название, должна выражать идею музыки в художественной, сжатой форме. Когда прослушиваешь диск или кассету с отличной обложкой, выполненной профи с использованием новейших технологий, и находишь музыку, абсолютно не соответствующей данному творению, это еще полбеды. Но когда музыка абсолютно ничего из себя не представляет, то какой бы ни была обложка, я это слушать не буду. По-моему вполне нормально: я пишу музыку, и я делаю оформление. Мои идеи, мое воплощение... А примитивность, сложность, уродство или красота - об этом судить мне. Обложка и музыка - одно целое, их нельзя разрывать и рассматривать по отдельности. И еще одно. Я никогда не найму кого-то для оформления своего диска, кассеты или пластинки. Это чужое, не мое. Я этого не приемлю. Единственное, что я себе позволяю, это использование произведений живописи, скульптуры или архитектуры для создания своих оформлений, если те отвечают идее музыки.

В современной некоммерческой музыке есть два довольно влиятельных течения. К первому течению принадлежат люди, которые считают, что музыка - это искусство, вещь в себе, и ничего кроме самой музыки не требуется. Другие, не менее влиятельные люди, считают, что музыка ради самой музыки - это нонсенс, и любая музыка должна сопровождаться определенной идеологической и философской пропагандой, посланием или, как теперь модно говорить на новорусском языке, месседжем. К какому из течений вы принадлежите?

Gorgoroth: Я думаю, что музыка должна нести какие-то мысли и переживания, иначе это пустые звуки. В своей музыке я пытаюсь выразить свои мысли относительно окружающего нас мира и еще больше о непознаваемой Вселенной, в которой мы все являемся невидимыми песчинками. Когда-то я считал себя сатанистом (возможно, это так и было). Однако, с течением времени мои философские взгляды охватили более широкий спектр, чем это может охватить сатанизм. Я не признаю ни одной из существующих в данный момент религиозных систем. Они мне чужды из-за ограничения воли и свободы человека. Человек - зверь, и имеет право жить свободно и доверяться своим природным инстинктам, которые современное общество так усердно пытается задушить. Я называю свою философию Философией Природы, подразумевая безграничную власть Вселенских Сил. Понятие бога слишком убого, примитивно и противоречиво. Человеку по своей природе не дано осознать все процессы, происходящие во Вселенной. А ту часть, которую, как он думает, он осознал, сразу же пытается подстроить под себя и свои нужды.

~N~: Пока ко второму. Хотя я не назвал бы идеи нашей музыки посланием. Мы никому ничего не навязываем. Это просто идеи, причем не всем под силу выделить из них истинные, первоначальные. Каждый человек понимает творчество на свой манер. Одному человеку музыка Баха дает вдохновение и силы, другому чувство безысходности, опустошенности и суицидальные мысли. Все зависит от конкретной индивидуальности. Тем более, я не хочу ничего пропагандировать... Возможно среди наших творений будут и принадлежащие первому течению. Они будут нести определенную психоэнергию слушателю и никаких идей.

Что значит для вас понятие андеграунд? Считаете ли вы свой проект андеграундным, или он, скорее, плохо раскрученный, но с реальным потенциалом для выхода в высшую лигу инструментально-эзотерических групп типа ENIGMA или SPACE? Какая группа/ исполнитель подходят вам в качестве образца для поведения? Я имею в виду не их музыку, а поведение, идеологию, отношение к своему делу.

Gorgoroth: Я никогда особо не задумывался над понятием андеграунд. Для меня есть группы известные и не очень. Группы, которые зарабатывают музыкой деньги и которые создают ее для собственного удовольствия. Как мне кажется, нельзя причислять группы, не имеющие контрактов с забугорными лейблами, к андеграунду. Но такая тенденция, к сожалению, реально существует и тому есть множество примеров. Как только группа выпускает альбом за бугром, ее сразу же переносят в "основной" раздел, при этом представляя андеграунд, как что-то второстепенное и прошедшее для данного коллектива. Я думаю, что это неправильно. Не должно быть такого разделения. Каждый стремится сделать что-то свое, плохо это у него получается или хорошо. И главное, всему свое время. Даже очень хорошая группа может годами не подписать стоящего контракта. Насчет образца поведения... Мне нравится разная музыка, но все же предпочтение я отдаю black-metal и darkwave. Оттуда же и черпаю свое вдохновение, пытаясь сделать что-то свое.

~N~: Андеграунд? Мне сложно об этом судить. В нашей стране андеграунд - это плохое качество реализации своей музыки и практически нулевые результаты деятельности. Я не знаю как и что понимается под андеграундом в других странах. Поэтому не могу об этом говорить. В то же время я не считаю OMS андеграундным проектом. Может со стороны кто-то думает иначе. Некоторые представители этого самого пост-совкового андеграунда обвиняют группы в отрыве от коллектива и выход в эшелон "монстров" музыкальной индустрии. Интересно за что? За стремление вперед, за попытку прогресса? Глупо оставаться в своем болоте и топтаться на месте. Что значит фраза "KEEP UNDERGROUND ALIVE FOREVER", которую ты наверняка много раз встречал на флаерах, газетах и прочей продукции некоторых исполнителей? Значит ли это, что все группы должны сидеть и "хранить андеграунд" нетронутым, довольствоваться убогим "кухонным" качеством и злиться на "трэндовых говнюков", которым всего лишь хватило ума отослать свою запись парочке-другой дистрибьютеров. Это конечно же наша советская психология работает. Лично мне наплевать, кто и как будет ко мне относиться. Я буду делать то, что мне нравится, и если мои произведения будут по душе большому количеству людей, я не буду себя считать предателем андеграунда.

Как ни странно, но ни в одной из областей "экстремальной" музыки я не вижу образцов для подражания. Практически все исполнители или слишком напыщенны или чересчур безразличны к собственному творчеству. В целом, каждый творит по-своему, и каждый волен поступать по своему усмотрению. Поэтому не вижу смысла в подражании... А вообще, мне импонирует стиль поведения далеко не экстремального Жана-Мишеля Жара. Человек, никому ничего не доказывающий, не машущий руками, мол вот я какой, и способный на протяжении стольких лет сохранить свою стилистику в музыке, достоин уважения.

В настоящее время наблюдается сильный подъем национал-социалистической идеологии. Во всем мире, не только в Европе или экс-СССР. Группы типа... да даже если взять ваших NOKTURNAL MORTUM... вызывают стойкий перекос лица всей этой публики, считающей, что экстремизм - это пивные животы, кожаные штаны, начесанные девки и т.д. Я говорю о типа-неформальной публике, ибо отношение "нормального" общества к этому явлению давно известно. Что вы думаете о таком явлении (ренессансе NS идей)?

~N~: О, это слишком обширный вопрос для обсуждения. Могу сказать лишь то, что не разделяю идей традиционного германо-арийского национал социализма. В частности идеи превосходства одной нации над другими, "избранного народа". Я являюсь сторонником строгой унитарности государства. То есть, для меня, как для украинца, кажется блестящей мысль "Украина - для украинцев" (точно также как и Россия - для русских, Парагвай - для парагвайцев и т.д.). Естественно, абсолютности данного процесса быть не может. Смешения и ассимиляции всегда будут иметь место. В этом случае следует исходить из исторического аспекта развития определенных народностей. То есть равные права в своих государствах могут иметь так называемые, "братские народы", например, восточно-славянские, среднеазиатские и т.п. группы наций, сходные по своим корням в культуре, способе развития и мышления (мне кажется, это не секрет, что представители определенных национальностей совершенно по-разному мыслят и строят свое мировоззрение, основанное на уникальности культурных традиций, исторической ниши и прочего). Главной идеей должна быть следующая - полезно и даже необходимо изучать другие народы, постигать их точку зрения, но вмешиваться в их дела и препятствовать им самим устраивать их жизнь недопустимо. Это может привести к непредсказуемым последствиям. Такая идеология может стать очень полезной мировому сообществу на данном этапе развития...

Твое отношение к развалу СССР и войне в Ичкерии? Извиняюсь за добавление некоторого количества политики, но я считаю, что политику нельзя игнорировать.

Gorgoroth: Я никогда особо не интересовался политикой. СССР... как и любая империя, была обречена на погибель. Это неоспоримый закон эволюции, против которого не попрешь.
Ичкерия... каких бы религиозных взглядов не придерживался этот народ, он борется за свою независимость и это нельзя не приветствовать. Пусть восторжествует справедливость, какой бы ценой она не далась.

~N~: Да, политику игнорировать нельзя. Но я не хочу в ней участвовать. Современная политика - сплошная грязь, основанная на взаимном недоверии и крайнем, гипертрофированном эгоизме. Насчет СССР. Такие империи не могут существовать очень долго. С точки зрения независимости республик, входивших в него, я только приветствую такой поворот событий. Если бы этого не случилось 9 лет назад, то разделение Союза в последствии могло бы обойтись последствиями, неприятными для всех нас...

Ичкерия. В общем то мне нет до них дела. Трудно судить о каких-либо событиях, не зная их истинных причин. Война - всегда война. А значит огромное количество напрасных жертв. Особенно если она нужна маленькой кучке политиканов...

Расскажите о своих планах для OMS? Когда будет новый альбом? Что собираетесь менять?

Gorgoroth: Планы: работать над новым материалом. Надеюсь, что мы закончим работу над ним к концу этого года. В последнее время мы подходим по другому к созданию музыки, пытаясь получить более качественный звук. В настоящее время на американском лейбле Falcata-Galia Recordings готовится к переизданию наш дебютный альбом. На другом американском лейбле L.S.D. Organisation готовится к изданию split-MC OMS "Epopee of the Cosmic Still" / Fragments. Вот пока и все планы. А там поживем - посмотрим.

Есть ли у вас побочные музыкальные проекты?

Gorgoroth: В начале этого года я создал новый проект, который существует параллельно с OMS. Называется он Fragments. Музыку, которую мы исполняем, можно охарактеризовать как одну из разновидностей darkwave с использованием перкуссии и баса, хотя клавишные инструменты все равно остаются доминирующими. В проекте помимо меня участвует бывший басист житомирской doom-metal команды All Dies.

~N~: Задумки есть, но об их воплощении говорить рано. Мне просто не хватает на это времени...

Расскажи о своей деятельности в качестве менеджера. Денег за рекламу не беру!

Gorgoroth: Я занимаюсь делами групп моих друзей и знакомых. Под моим начальством в настоящий момент находятся пять коллективов. Об OMS и Fragments я уже говорил. Также я занимаюсь промоцией проекта f.h.f. (power-industrial). Второй альбом этого проекта должен выйти на американском лейбле L.S.D. Organisation в самое ближайшее время. В настоящее время мы издали оба альбома этого проекта на нашем собственном мини-лейбле OMS Records. Эти релизы будут доступны только в странах бывшего СССР. Совсем недавно была завершена работа над демо соло проекта бывшего гитариста вышеупомянутых All Dies, под названием Groundswell (микстура различных стилей тяжелой музыки.). Это демо будет реализовано также на OMS Records. И последняя группа, находящаяся, так сказать, под моим крылом, образовалась недавно, поэтому даже еще не имеет названия. Могу только сказать, что музыка, которую они играют, можно отнести к кельтскому фолку, с некоторым влиянием славянской традиции.Второй стороной моей деятельности является работа со всеми вышеуказанными коллективами в нашей студии OMS Records Studio в качестве звукорежисера. Могу столько сказать, что это работа не из легких. Все дни недели расписаны для работы с тем или иным коллективом, так что ни о каком отдыхе думать не приходится.

Как вы представляете своего идеального / типичного слушателя? Ваша музыка для всех или для избранных?

Gorgoroth: Наша музыка не предназначена для массового прослушивания. Она индивидуальна и предназначена для отдельных индивидуумов, причем мыслящих. Всяким там грайнденерам она будет непонятна, неинтересна и чужда. Я уже имел возможность в этом убедится. Идеальный слушатель - это тот, кто действительно понял наши чувства и мысли, выраженные в Звуках.

~N~: Естественно, наша музыка не для всех. А идеальный слушатель... Наверное не имеет значения его возраст, образование, вероисповедание и прочее, а важно то, как он мыслит, и что он способен вынести из нашего творчества...

<<:back
Интервью было впервые напечатано в дебютном номере журнала Стигмата в ноябре 2000 года.
Сайт создан в системе uCoz