О твоей
музыке говорят как о "языческой", "психоделической",
"магической"… Ты с такими определениями согласна?
Ярко выраженного
мнения нет, потому как сами ярлыки безумно скучны и спорить с ними или
же соглашаться - только время зря терять . То есть - когда люди сталкиваются
с Р И Т - не возникает в их голове некоего щелчка, после которого процесс
шевеления мозгов может пойти по накатанному руслу. Мозги начинают шевелиться
хаотично и чтобы остановить этот опасный процесс существо пытается быстро
вспомнить некое слово, особо ни к чему не обязывающее но при этом оправдывающее
ту смуту, которая поселилась в его извилинах - типа "магический"
или "психоделический" . Я не то чтобы соглашаюсь с этим или
не соглашаюсь - я этот бред не беру в расчет. Это все меня касается меньше
чем погода в Австралии и особенности размножения дождевых червей.
Ну, эпитет
"магический" я бы все-таки оставил в силе. Говорят, музыку
и магию объединяет воля к власти...
Вообще,
воля к власти - признак слабого. Сильный - это не тот, кто имеет волю
к власти, а тот кто обладает реальной властью над происходящим, давно
об этом забыв. Слабо помню восточный рассказ про котов, одни (коты) занимались
медитацией, всякими боевыми искусствами и могли разодрать огромных крыс
или испугать их - то есть крыса боялась вступать с ними в драку. Самый
крутой и старый кот пил сакэ, ленился, но к дому, в котором он жил, крысы
не подходили никогда. Не потому что у него была воля к власти. То есть
хороший маг не запрещает дождю идти. Он просто под дождь не попадает.
Я по молодости сильно страдала именно желанием власти над аудиторией.
Очень хотелось гасить зал так, чтобы все молчали в оцепенении. Но это
же на гипнабельных идиотов только действует. А как-то их признание неинтересно.
Потом, на сцене, делаешь массу простых, казалось бы, выводов - что наиболее
тихая песня, где нет никакого крика и рычания, действует сильнее и резче,
чем давление мощью голоса. Что интонирование, подчеркивающее значимые
слова - смешнее и глупее чем просто пение этого текста. Без выпендрежа.
Воля к власти обычно на выходе выглядит комедийно. Это для ущербных.
А целей у меня много - но они все немузыкальные. Вот сейчас я хочу сделать
на сцене, во время концерта, ощущение такого безумного средневекового
карнавала. В котором единовременно происходит все - смех, горе, кто-то
любит, кто-то заражается чумой. Это все единовременно. То есть если стремиться
к чему-то одному - в музыке - ну там, передавать неземное сияние или
напротив -муки ада, то это неправда и нечестно. Сужение пространства
до размера экрана монитора. Смысл в том, чтобы одновременно пребывать
и на земле (всей - с ее красотами, мерзостью, счастьем и борьбой за выживание
видов) и на небе (с его красотами, ужасами, битвой тиранов и прочая).
Что наверху - то и внизу. Это такая расплывчатая цель на ближайшее время,
касающаяся атмосферы на концертах.
Под "волей
к власти" я понимаю само стремление подчинять своей воле стихии
и силы - как внешние, так и внутренние. Стремление к господству над другими
людьми - лишь одно из частных ее проявлений. Если говорить об искусстве,
то объединяя с некой целью в единое целое звуки и/или символы, а тем
более - управляя ими, творец и проявляет эту самую волю. Алистер Кроули
вообще утверждал, что любое сознательное действие - уже магия…
К сожалению,
Алистер Кроули не является для меня авторитетным источником. Я предпочитаю
сугубо традиционные, а не традиционалистские тексты и крайне аккуратные
комментарии к оным, написанные носителями традиции. То есть, если это
комментарии к буддистским сочинениям, то они должны быть написаны буддистами
не только по убеждениям, но и генетическими, что ли, буддистами. То есть
тибетцами и индусами. Более того, комментатор должен быть признанным
мастером, не несущим отсебятины. Я живу в той системе, где считается,
что цель подчинить себе нечто, как и любые другие сверхьестественные
способности, не может быть определяющей. Взаимодействие со стихиями,
в том плане, что духи (условно говоря) не мешают тебе жить, происходит
естественным образом, в результате истинного внутреннего состояния. Ну,
или же некоторых действий, в основе которых не подчинение кого-то или
чего-то, а попытка перейти на иной уровень общения, на котором ты можешь
нечто сообщить и тебя поймут и не будут мешать. Потому как, если ты делаешь
дейтсвительно правильное дело - а самым истинным делом является желание
верного самоосознания, то мир идет тебе навстречу. Препятствия же, являются
результатом твоих прежних мыслей и поступков. Но чем сильнее нынешний
импульс, тем быстрее эти препятствия становятся мягче и проницаемей.
Как-то так. Видишь, воля к власти здесь как-то неуместна.
Может
показаться, что в твоих песнях практически отсутствует агрессивность.
Это проявление твоего характера или что-то другое?
Ты был на
концертах? Если нет - говорить не о чем. Записи - это все очень ущербно
по сравнению с концертом. Что такое агрессивность? Это когда бабки в
очереди ругаются или кто-то слюной брызжет? Такого не было и нет ни в
песнях ни в характере. Это точно. Если серьезно - то прямая агрессия
- типа петь про то как все пошли на фиг - это не агрессия а беспомощность
- такая жалкая, мелкая беспомощность. Поют это обычно спивающиеся безголосые
мужички. Полнокровный взгляд на жизнь включает в себя все - и агрессию
в том числе и провокацию и вообще все. Важно КАК это происходит. То что
мы делаем - музыка Р и Т - это именно то что агрессивно вторгается во
внутренний мир человека практически не встречая сопротивления - нож в
масло. На наших концертах падали в обморок, бились головой о колонки,
плакали. И это хорошо Под нашу музыку если питаться - то вырвет И это
тоже хорошо. Эти песни входят в человека и остаются - забыть ощущение
уже нельзя. Это как юная девственница познала секс - уже не забудет,
даже если ей и мерзко было. Все равно - это слишком ярко чтобы забыть.
Такая агрессия нужна и прекрасна. Такая агрессия есть и в моих песнях
и в моей жизни. Мелочи - да, нет. Не такой я человек. Агрессия в моем
случае - это то, что человек (слушатель) ощущает вторжение в свой мир,
который он считал законченным и защищенным от всяких неожиданностей.
Когда картина мира меняется - это больно, это воспринимается как агрессия.
Ничего ни на кого не направлено - просто заслонится от этого - если ты
уже пришел, хоть и случайно на концерт - уже нельзя. Когда вспыхивает
очень яркий свет - закрыть глаза - не поможет. Конечно, речь идет об
очень хорошем концерте, но что о других говорить?
И как
по-твоему должен выглядеть ОЧЕНЬ хороший концерт? Я понимаю, что его
надо "видеть", но в самых общих чертах это действо можно обрисовать?
Ага. Надо
видеть. Я могу только про ощущение на сцене. Должно быть ощущение жизни
в принципиально ином пространстве. Еще, должно быть абсолютное ощущение
естественности и истинности происходящего. То есть, во время концерта
музыканты чувствуют друг друга и общаются, разговаривают музыкой, находясь
при этом на другом уровне восприятия и жизни. Ощущение непредсказуемости.
То есть, как бы полная утеря контроля над ситуацией, но утеря контроля
умственного. Остается контроль как-бы гармонический, а он не от мозгов
идет, а от тела, от сердца - гармония движений и звуков. То есть, как
бы полная бесконтрольность. но в ней, внутри, выстраивается, подчиняясь
лишь законам гармонии, произведение. Должно немножко крышу сносить. После
концерта должно быть ощущение как после любви - немного уставшее, но
счастливое и ощущение что ты что-то отдал и что-то получил. Не взамен
отданного, а случайно. Нет какого-то торгашества. Зал надо чувствовать
и учитывать именно энергетически, а не так, что кто-то в нем ушел или
пришел. Надо тоньше. Главное, не должно быть вымотанности после концерта,
при полной и окончательной отдаче себя во время оного. А то у меня были
случаи когда я сутки болела после выступлений. Это был неправильный концерт
- когда отдаешь много, но по-видимому, негармонично как-то или отдаешь
больше чем залу реально нужно. Зал не в состоянии тебе возместить потери,
а высшие сферы тебе не помогают, потому как что-то было нагармоничное
в твоем выступлении. Потом болеешь и чувствуешь, что все кости из тебя
повынули. На хорошем концерте много неожиданный импровизаций, очень много
инструментально вокальных кусков построенных на импровизации и перекличке
или развитии единой мелодии, много движения на сцене - прыжков, пластики,
жестов каких-то. Группа видится из зала как единый организм или как море
переливающееся.
Есть
ли в мире люди, с которыми ты хотела бы вместе выступить или записать
совместный диск?
Есть. В
Смоленске отличный авнгардный виолончелист Влад Макаров - с узким лицом,
безумными глазами. Виолончель он насилует, но при этом абсолютно сентиментален
и чувствует партнера по импровизации идеально. Издает он какие-то животно
душераздирающие звуки. Впрочем, так многие делают, но он, пожалуй, единственный
все это чувствует и делает красиво. Есть еще контрабасист Владимир Волков
в Питере - он юридически авангардно джазовый, но у него такая энергия,
что видно, в правильном контексте это может быть безумная музыка, порождающая
сильнейшие пульсации.
Помнишь
ли ты свои первые выступления - сольное и как Р&Т? Сравнивая их с
последними - что изменилось за прошедшие годы, а что осталось общего?
Да все изменилось!
Группа - это же живой организм, изменяющийся ежесекундно. Одни клетки
умирают, другие вырастают. Кровь меняется. Обновляется. Первые выступления
были в 91году - за это время сквозь коллектив прошла масса музыкантов,
это же все не бесследно. Каждый человек повлиял и на музыку группы и
на пространство, в котором группа и музыка живет. Отсюда и пляшем. Что
в живом организме остается - сам организм, его сущность. Меняются - одежда,
словечки, настроение. Ну на первых концертах было больше дерганья по
несущественным поводам, страха. С другой стороны, тогдашний наш директор
как-то обмолвился, что страх во мне это самое ценное. Правда, имелся
в виду не страх зала, а иной страх. Бытийный. Пела я хуже, но безумней.
Что лучше - не знаю.
Недавно
ты поучаствовала в фестивале "альтернатива 2000", организованном
НБП. Впечатления?
Было это
все 19-20 февраля. Фестиваль был акустический - пели песни под гитару.
Я тоже пела. Что все это дело организованно НБП, я узнала уже в Новгороде.
А так - позвонил вежливый молодой человек, который мой телефон взял с
обложки аудиокассеты и предложил приехать на фест. Правда без гонорара.
Потом стало ясно почему - фестиваль был абсолютно неспонсируемый, устраивался
на деньги молодого человека, который, по слухам, под это дело продал
свой компьютер. Впечатления - крайне приятные. Никакой попсы - Неумоев,
"Банда четырех", местные товарищи, Аня Герасимова. Все офигительно
искренне и энергично. Зал - в местной общаге, переделанной из церкви
- сцена под сводчатым потолком, куполообразным. Звук и правда как в церкви.
А ты
вообще интересуешься политикой?
Нет.
И все-таки,
как тебе ваш новоиспеченный президент? Чеченские события? Олигархи? Ратификация
договора по СНВ-2?
Путин -
весы. Я тоже. У весов с моралью туго. Они всегда хотят сделать обьективно
хорошо, но эта обьективность может существовать только в их собственной
голове. Поэтому им лучше не у власти находиться, а в адвокатуре. Но астрология
- это же ересь. Чечня - ну я всегда по поводу любой войны говорю одно
и то же - если людям хочется поубиваться, не надо им мешать. Только заранее
вывезти женщин и детей и тех, кому убиваться не хочется. То есть мужские
игры на свежем воздухе - это одно, а бабка попавшая под обстрел - это
другое. Противно другое - превращение Чечни в непрекращающуюся компьютерную
игрушку. По телевизору - ловят боевиков, радостно показывают трупы, невнятного
Басаева, и от этого всего остается ощущение, что идет один уровень, на
другой перейти не могут или не хотят, вроде и так комфортно. Есть люди,
которые во всяких стрелялках не переходят на другой уровень - стреляют
и мочат всех кого ни попадя, но на одном известном им уровне. То есть
без цели оттуда выбраться и закончить действие. Цель - пострелять и продолжать
пребывать в этом. Олигархи - ну так а что бывает без них? Что такое СНВ
- я не знаю, да и неинтересно. То есть я не могу повлиять на жизнь _с
этого_ бока стало быть можно не загружать голову бесполезной информацией.
Нужно изучать то, в чем ты реально силен и можешь что-то сделать. Я верю
в то, что изучив, к примеру, каллиграфию в совершенстве, можно своим
методом повлиять на жизнь. Причем, повлиять не осознанно, а своим миром,
более и более распространяющим свое излучение вовне. Для этого мне нужно
не про СНВ знать, а петь лучше и тексты писать соответствующие.
А вот
из принципиальных вопросов - твое отношение к Западу?
Запад -
это такой холеный зоопарк, в котором все по правилам. Ну там кормят правильно
(по книжкам), посетители не бросают в клетку карамельки и поэтому животные
не маются животом. Клетки чистые. Но животное вне воли и необходимости
думать - тупеет и жиреет. Что мы и наблюдаем. То есть из всякого общения
я вынесла самоуверенную мысль, что товарищи из развитых стран как правило
тупо предсказуемы, обладают поверхностными инстинктами и борются за что
то сугубо животное. Ну еще у них сильно развита сугубое поведение мелких
территориальных рыбок в аквариуме - "мой дом - моя крепость".
Жуткая закрытость. Правда, может и открывать то нечего. Один мой приятель,
постоянно разъезжающий по миру, объяснял про то, что люди с разной степенью
достатка активно могут дружить и всячески пересекаться в России, но не
на Западе, где круг знакомств определяется годовым доходом. Ну чем не
зоопарк?
В этой
связи как ты смотришь на перспективу приобщения России к Западной "цивилизации"?
Ваши реформаторы собираются же научить Россию жить по европейским стандартам?
Это реально?
Так уже
научили по стандартам - квас же вкуснее чем кока-кола, а пьют уродливую
химическую кока-колу, жуют жвачку, от которой пломбы вылетают и зубы
расшатываются. Полностью же научить чему-то именно Россию, а не Москву
- невозможно. Ну какие стандарты в деревне, где раскрали провода со столбов
и люди поэтому живут без электричества? Или в городе, где реально люди
не видят денег и все происходит натуробменом? Зарплату кастрюльками выдают
или чайниками или полотенчиками махровыми? Это Москву можно чему-то учить
- здесь много телевизионных программ, деньги есть и есть рвение выслужиться,
а в провинции все совсем по-иному происходит. Москва конечно велика,
но Россия больше.
В твоих
песнях пересекаются образы и символы христианства и славянского язычества.
В этой связи - твоя позиция по отношению к обоим?
Я крещеная.
Окрестилась сознательно и о том не жалею. Очень яркие были ощущения.
Язычество - собственно, это не религия. Это стиль отношения к природе,
как к одухотворенному чувствующему и отзывающемуся на твои помыслы существу.
Ну так и Тейяр де Шарден и Вернадский тоже советовали так относиться.
В христианстве полно осталось языческих примет, праздников, персонажей.
То есть я в какой-то момент перестала воспринимать такие вещи как "религия",
а различия чувствуешь только тогда, когда для тебя актуально это слово.
То есть я не могу разделять и понять где какие символы и образы. Да и
символы ли это? Красота ритуальность и чувственность есть и там и там.
Правильность тоже. Просто к язычеству легче относиться с пониманием -
оно там было гонимо, никто ничего толком про это не знает, ореол тайны
и эзотерики. Христианство - узаконено, книжек много неумных батюшки понавыпускали
и так далее. Но в христианстве есть красивейшая традиция мистического
умного делания, романтик Франциск Ассизский, абсолютно непредсказуемый
Аввакум, божественное око в куполе церкви, долго можно перечислять.
Отношение
к традиционалистским идеологиям? Как-никак, а на определенном уровне
твои пути и крупнейшей в России традиционалистской ассоциации "Арктогея"
пересекаюся…
Ну традиционализм
глупо ругать. Как бы не за что. Он же традиционализм. Это как православная
церковь - ее ругаешь, а она православная. Я ходила на несколько лекций
Дугина в Новом Университете - рассказывал очень интересно про мифы, алхимию,
параллели всякие. То есть к Дугину я отношусь также как к Бахтину, например.
То есть, я понимаю что есть идеология, но за политику человек (любой)
в разные периоды жизни может говорить абсолютно по-разному - когда умно
и верно, когда совсем наоборот. А вот мозги и умение краснобайствовать,
эрудиция - это объективное достоинство. Поэтому именно это и важно для
меня и интересно. А идеология... Ну был фильм "Джентльмены удачи".
Там когда надо было упирающихся детишек в детсаде накормить манной кашей,
пришел Леонов и говорит - а сейчас мы отменяем завтрак и улетаем в далекое
космическое путешествие. Поэтому, сейчас мы берем в руки космические
ложки и едим космическую манную кашу. То есть - читать Мамлеева по заданию
партии проще и интересней, как есть космическую манную кашу. Ну а мне
и так интересно.
В интернете
я обнаружил твое старое интервью МК. Ну там про "сестринскую любовь"
и все такое. Насколько все серьезно и не обнаруживала ли за собой склонности
к эпатажу и провокациям?
Вот сидишь
бывало на диком пляже за пять километров от населенного пункта конечно
без купальника. Зачем? Жара градусов тридцать. Идут мимо тетки из деревни
и честно думают, что ты их эпатируешь, а мужиков их провоцируешь. Все
гораздо проще - очень жарко. Серьезно люблю целоваться с девушками. Совершенно
иные ощущения, нежели от молодых людей. Действительно сестринские. Вообще,
девушкам которые не делят напополам молодого человека, свойственно относиться
друг к другу нежно и с любовью. Вообще, стоит что-то честно рассказать,
как это воспринимается как эпатаж или провокация. Так что склонности
нет. Я сама - одна большая провокация. Меня всю жизнь спрашивают как
мы умудряемся играть ни на что непохожую музыку. Кажется вопрошающие
уверены, что я это нарочно все делаю. Мое существование - голос, манера
жить, песни - это уже эпатаж. Можно дальше не стараться.
Т.е.,
насколько я понял, для тебя важно "быть", а не "казаться".
А ты можешь сформулировать некий фундаментальный закон (или законы) своего
бытия?
Ну, а как
иначе? Идиотизм же, если наоборот. А зачем брать интервью кретина. которому
казаться важнее чем быть. Это же кажимость сплошная - притворяшки. А
закон - это про сороконожку, у которой спросили как она ножки переставляет.
Поэтому и пытаться не буду.
Продвигаемся
ближе к искусству. "Я к штыку приравнял бы перо" или "искусство
ради искусства" - какой лозунг тебе ближе?
"После
меня хоть потоп".
Не очень
верится. Как-то уж обреченно эта фраза звучит…
Наоборот!
Очень оптимистично. Предполагается, что при мне потопа не будет.
Твое
мнение об отечественной музыкальной сцене? Есть достойные внимания имена?
Вот не знаю.
По-моему нет такой сцены. Кончилась. Сейчас такой хаос, в котором одни
пытаются денег добыть, а другие обламываются от происходящего и вообще
ничего давно не делают. То есть осталось что-то, в виде тюменских всяких
товарищей, которые аккуратно законсервировались. Ну исключение последний
альбом "Кооператива Ништяк" - "25 Джонов Леннонов".
Это необычно. Возродилась Света Чапурина - "Дочь Монро и Кеннеди"
(СПб) - такая мрачная круглолицая яростная домристка с искренними текстами.
Совсем нового что-то не видать. Что печалит.
Ну, и
для полноты картины - а вот забугорная музыка какая-нибудь тебе нравится?
Имена, направления?
Имена не
знаю. Что-то ничего не нравится. Когда-то очень нравилась Нико. Сейчас
нравится Саинкхо Намчелак (Sainkho Namchulak), P. J. Harvey - To Bring
You My Love, Current 93 - далеко не весь. Ну и еще старое всякое - Има
Сумак, Фитцжеральд, Бесси Смит.
И ты
наверное уже слышала компиляцию Belladonne с лейбла, который вас сейчас
дистрибутирует. Кто-нибудь из line-up вызвал особый интерес?
Не помню.
Сам диск слушаю с колоссальным интересом. То есть, при оказии, попрошу
и фирмы диски представленных там исполнителей.
Двигаемся
ближе к работам РиТ. Взять вот ваш "Русский Эпос". А что в
нем можно выделить специфически русского?
Кроме языка
- стихи. Попробуй адекватно перевести - поймешь. Много намеков и игры
специфичной. Мелодика русская - почти народная. Именно не сама песня,
а строй - сочетание аккордов, условно говоря. Некая заунывность, при
внутренней сложности. Я слушала экспедиционные записи деревенского пения
- никакого там самоварного веселья в помине нет - песни медленные, распевные,
сплошь минорные. Мажорная тональность - невероятная редкость. Тематика
тоже невеселая - большей частью. Внутри много импровизационного виляния
голосом, очень много опевания нот, никакой развернутой композиции со
сменой тональности внутри песни, ритм немного гуляет. То есть чудом случилось,
что то как я пою - это на самом деле то, как поют в глухой деревне. Русский
эпос мрачный. Юмора кстати не очень много. А так - богатырскость, опускание
деталей, масштабы - это понятно что везде одно и то же. Сильные чувства
и большие пространства. Невыносимые не для богатырей (про которых эпос)
ощущения. Единство неба и земли.
Россия
- это же такая мультикультурная страна, с доброй сотней культурных традиций.
Тебя, кажется, привлекают всякие странности - типа тувинских горловых
песнопений…
Внутри человека
тоже много традиций. Как и внутри России. Вот у меня в роду были немцы,
поляки, украинцы, латыши - а еще есть чувство синхронности с какими то
процессами и мелодиями - совпадения по фазе. Это не странности привлекают,
а образы, выраженные специфическим образом. Но некоторые вещи можно выразить
только специфическим образом. Вот я и смотрю как, к примеру.
Может
быть, этим и обусловлены постоянные смены музыкального оформления твоих
песен? Или это поиск стиля? Манера самовыражаться?
Соответствие
жизни, той какова она в данный момент. Жизненная актуальность. Что в
данный момент актуально - то и надо делать, не навязывая себя пространству.
То бананчик хочется, то воблу.
Дальнейшие
перспективы РиТ как-то вырисовываются? Ну, там, альбомчик новый, расписание
концертов на месяцы вперед. Или вы, как буддисты, находитесь под властью
"текущего мгновения"?
Под властью
текущего мгновения надо находиться не теряя разума. Альбомчик новый -
ну да, именно этим и занимаемся. Престранный будет альбомчик. Со всякими
акустическими инструментами - скрипкой, табла, перкуссией, гитарами,
пианино. При этом будут и электронные вещи, и практически повторяющие
звучание группы на концерте. Как это все в один альбом ляжет - не представляю.
Но хочется нечто многообразное создать. Вещи продолжительностью от двух
минут до пятнадцати. В принципе, это будет первый опыт такого рода для
нас - опыт многообразия. Все наши альбомы - "Печальные звуки",
"Любовь моя печаль", "Русский Эпос" - были созданы
как единое произведение. Без внутренних эскапад. Еще хочу сделать концертник
очередной - потому как практика показала (запись нескольких вещей из
нового альбома) что запись катастрофически отличается от концертного
исполнения. Получается принципиально иная вещь. Это хорошо, но концертные
идеи также хочется зафиксировать. Тем более, что у нас в состав добавился
скрипач, Гена Лаврентьев, играющий нечто молдавско - цыганско - индусское
и перкуссионист - Джон Кукарямба, не по хиппистски играющий на бонгах,
а издающий всякие несуразные и неожиданные звуки голосом, всякими шуршалками
и звенелками и прочая. Все они периодически что-то кричат в микрофон
- звуки всякие. Концерты поэтому абсолютно непохожие друг на друга и
на предыдущую концертную деятельность "Рада и Терновник". Летом
ездим по городам - Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Рязань. Может
быть еще куда пригласят. Ездить приятно.
А насколько
вообще определенность и уверенность в завтрашнем дне важны и какую роль
они играют в твоей жизни и творчестве?
Ну у меня
здоровье не очень, поэтому к хипповскому образу жизни я не приспособлена.
Я не умею ночевать где попало, есть что ни попадя, к примеру. Поэтому,
в жизни у меня должна быть минимальная уверенность в завтрашнем дне-
дом, прожиточный минимум, проездной, оплаченные счета за телефон. В творчестве
уверенность в завтрашнем дне - а что это? То есть, если человек талантлив
- он сможет выкрутиться из сугубо творческих заморочек и неурядиц. Ну
если под машину попадешь - это кранты. Не выкрутишься. А если наступает
творческий кризис, всегда можно собраться с силами и мыслями и сделать
следующий виток - запеть по- другому или написать иные тексты. В этом
я уверена как-то изначально. Единственное, что может мешать это именно
бытовые неурядицы. Они губят, а не неопределенность в творческих планах.
Столько
лет живу, а впервые вижу, чтобы музыканты оставляли обложках своих записей
номера домашних телефонов. В вашем случае это кажется проявлением какой-то
особой ответственности
перед слушателем?
Кстати,
изначально писали именно для того, чтобы человек знал куда жаловаться
- если не понравится. Потому что в начале 90-х мы сами записывали свои
компакты - на сидиары и кассеты - ну и не всегда была твердая уверенность
что CDR прочитается или что кассету мы до конца записали. Поэтому, когда
продавали такой самопал - так и говорили - если что не так - звоните.
Ну а потом так и повелось. Потом, наша аудитория сплошь интеллигентная
- не по делу звонков практически не бывает. Если бывают, то раз в несколько
месяцев, да и то - сказать что концерт понравился. В основном, спрашивают
про концерт ближайший ( не москвичи) про то, есть ли еще альбомы. Свой
телефон я оставляю (а не директора, хотя иногда и директора) потому что
доверяю только себе.
Твое
отношение к наркотикам, включая водку и интернет.
Не пользуюсь
за ненадобностью. Потом, мозги жалко. Я каждую минуту жизни вынуждена
держать в голове огромное количество дел (по группе, организационных)
обрывков своих текстов (доделать надо), песен (мелодию додумать), дела
своих родственников, бытовые всякие проблемы, статью которую надо срочно
для денег написать, звонки всякие - если я буду еще наркотики жрать -
просто мозги лопнут. Водку я не пью - она невкусная и вонючая. Хорошее
красное вино, некрепленое, очень люблю. Почти наркотик. Интернет наркотиком
не является - ну или тогда наркотик - это все, что мне интересно. Книги,
музыка, кошки - много наркотиков. Патологически нуждаюсь (до зависимости)
в двух вещах - концертах и интересном общении. И то и другое хорошего
качества бывает редко, но если случается - вставляет не по детски.
Кино
любишь смотреть? Любимый режиссер\фильм?
Раньше любила.
Сейчас смотрю очень редко. Любимый фильм был лет десять назад - "Книги
Просперо" и "Падение" - Гринуэй. Лет двадцать назад -
"Обыкновенное чудо" и "Дом, который построил Свифт".
Последний раз смотрела (с большим удовольствием) на видео некий фильм
Херцога. Фильм помню отчетливо - название не помню вовсе.
Можешь
вкратце рассказать, о чем он? Интересно же.
Там народ
плывет на плотах по речке куда-то. Завоеватели типа. Кински в главной
роли. Если знаешь название - его и напиши. Если не знаешь - закроем тему.
А у тебя
самой не возникало желания выпустить запись концерта РиТ на видео или
сделать какой-нибудь клип для ТВ?
Давно возникло.
Нужно найти людей с мозгами, которые смогут сделать интересный клип и
помочь собрать видеозапись из того архивного материала, который у нас
есть. Впрочем, вроде бы есть люди которые хотят сделать что-то типа док
кино о группе - интервью, концерты, сьемки. Сборник видео мы, если постараемся,
осилим сами. а вот с клипом пока проблемы - нет режиссера и опреатора
с оборудованием.
А отдельно
заняться своими стихами? Опубликовать книгу?
А я выпускаю
экземпляров по сто свои стихи. А кому надо могут отксерить. Еще все стихи
и тексты есть в интернет на моем сайте и в библиотеке Мошкова. То есть
все это в природе существует. Самостоятельно же морочиться на выпуск
книги, включая поиск издательства или денег - сил нет.
Было
бы несправедливо оставить вне поля зрения остальных музыкантов нынешнего
состава РиТ. Охарактеризуй, пожалуйста, каждого из них…
С удовольствием.
Володя Анчевский- гитара - лев по зодиаку и вполне соответствует характером
и гривастой внешностью. В группе с момента ее основания. В 94 году мы
с ним поженились.
В группе делает львиную часть работы - и звкорежиссерскими штуками занимается
и какие-то фишки музыкальные для других придумывает и вообще является
человеком, который отслеживает все мелочи - он всегда все делает аккуратно
и хорошо, даже если для этого надо потратить очень много сил и времени.
Характер нордический, но может и наорать на всех. Играет на Гибсон Лес
Пол. Музыку не слушает. Смотрит боевики с Джеки Чаном. Читает сказки
и детективы. Очень честен в музыке и жизни. До нас был лидером группы
"Фэй-Хоа" - пел, писал песни, играл на гитаре. Это что-то типа
раннего "Аукциона". Занимался практически всеми видами спорта,
вклюая каратэ и водное поло. Учился в английской спецшколе. Образование
техническое, потом учился в музыкальной школе (пошел туда в 25 лет),
джазовом колледже, рок-колледже - трэшу и харду. В общем, умеет играть
все.
Игорь Черных - бас-гитара - козерог по зодиаку. Играл в группе "Тупые"
- интеллектуальный московский панк. Работал много на радио и на студии
"Колокол" - писал на кассеты рок-классику всякую. У нас с 96го
года. Такая вещь в себе. Слушает исключительно старую музыку - и нашу
и запад. Может пару суток проспать и видеть сны с продолжением. Молчалив,
необидчив, задумчив. Неженат. Одевается в черное, вещи покупает только
черного цвета. Тяготеет к простым басовым рисункам. В детстве пел в каком-то
образцово-показательном хоре. Девушки его любят. Не любит выходить из
дома.
Андрей Панкратов - барабаны. По зодиаку - тоже лев. Играл в группе Алексея
Тегина - любит "Swans". Отец у него известный художник, дядя
- барабанщик. Дядя Андрея и обучил. Знает английский и французский. Читает
Беккета. Своеобразное чувство юмора. Очень молчалив, ироничен, непредсказуем.
Очень мощный удар. Великолепно держит ритм. Предпочитает играть мощно,
громко, скупо, но если расходится, то выдает ураганные эмоции, не теряя
точности. В группе с 98-го года. Прическа под ежик. Любит ездить на отдых
в Берлин.
Даниил Коротаев - звукорежиссер и саунд-продюсер. В группе с 1993-го
года. Очень умный и мудрый человек. Когда-то носл длинные волосы, теперь
стрижется почти налысо. Музыку слушает с точки зрения - как это записано.
Читает технические описания. Философ по жизни. Часто дерется. Бескомпромиссен
и жестко настроен по отношению к попсе, наверное, после того как попытался
поработать с "Ладой Дэнс" и в разных клубах. Женат. Любит ездить
на Белое море, ходить в лес. В общении очень непрост. Звук чувствует
идеально, обладает тонким музыкальным чутьем и вкусом. В состоянии из
жуткого технически аппарата извлечь достойный саунд.
Гена Лаврентьев - скрипка, табла, бэк-вокал. Талантлив, неожиданен, весел.
Любит индийскую музыку, классические индийские танцы. Занимается на табла.
Папа и мама - музыковеды. Очень высокая музыкальная эрудиция. Слушает
классику и арт-рок. У него есть своя группа, где он играет на гитаре
и поет. Читает Хармса, Гессе, Томаса Манна. Не пьет, не ест мяса, не
курит, не любит тусовки. При этом любит поболтать по телефону. Очень
искренен. Не смотрит телевизор. Любит насекомых и кошек. Может прожить
в лесу пару дней без палатки, при этом не есть и спать на траве. Периодически
получает приглашения от разных коллективов, отказывается, обьясняя, что
его не вставляет. Играл в группе "Никола Зимний", после этого
невзлюбил поп-рок, пьянки и стал говорить что он не рок-музыкант. В группе
с 2000 года.
Джон Кукарямба - перкуссия, бэк-вокал. Еще играет в группе "Регулярные
Части Авантюристов". Когда-то ходил на наши концерты и писал их
на диктофон, вообще, был нашим фанатом. Теперь вот с нами играет. Очень
активен, разговорчив. Не пьет, не курит. Пишет стихи, рисует. Слушает
абсолютно разную музыку и помногу. Любит ездить в другие города. Очень
веселый, домашний человек. Очень восторженно реагирует на хорошие концерты
и состояние эйфории продолжается у него несколько дней. Обладает удивительным
музыкальным чутьем. Всегда боится испортить музыку. Играет на всяких
шуршалках, варгане, трубе дождя, губной гармошке, колокольчиках, издает
гудящие звуки, подпевки не словами, а вытьем. Очень светлый человек.
Юля Пановская - директор. Вещь в себе. Молчалива, аккуратна. с высоким
чувством собственного достоинства. Ходит в белых джинсах. Длинные волосы
не распускает.
И еще
интересно - РиТ далеко не самая коммерчески успешная группа. На чем же
держится ее существование? И не хочется ли иногда сделать что-то этакое,
что могло бы резко поднять ее популярность - пусть даже и в ущерб индивидуальности?
У всех нас
очень небольшие материальные претензии - еда, одежда - все только необходимое.
На это хватает. Если у моих музыкантов нет денег, а у меня есть - я с
ними делюсь. Я зарабатываю как журналист, Володя Анчевский - как звукорежиссер
- мастерингом. У нас очень насыщенная жизнь - концерты, фестивали, записи,
все время какие-то идеи в голове носятся. Ездим друг к другу в гости.
Друг друга кормим и одеваем. Миша Вербицкий помогает, в лице фирмы "Ур-Реалист",
без него мы бы многих вещей не сделали. У всех наших музыкантов сходное
мироощущение и сходные претензии - очень высокие духовные претензии.
То есть все наши люди должны понимать что то, что они делают - это действительно
сильно. Люди не хотят чувствовать себя дураками. Вот на этом и держимся.
Все понемногу подрабатывают - Гена дает уроки игры на гитаре, Андрей
- иногда играет в театре Виктюка, Игорь - занимается всякими техническими
работами в интернете, Джон подрабатывает социологическими опросами на
тему кто что курит. Так и живем. Жизнь при этом интересна. Ездили тут
в Карелию на фестиваль, второй день провели на берегу озера, гуляли по
лесу, купались - вот и отдых. Потом, хоть и не постоянно, но даем концерты.
За них все равно получаем гонорар. То есть на нормальную (в нашем понимании)
жизнь - нам вполне хватает. Менять же индивидуальность у нас просто не
получится. Простой факт - едем мы из Карелии - трезвые, но очень веселые.
Валяем дурака, Хармса по ролям читаем, болтаем. В Москве выясняется,
что другая московская группа. которая ехала вместе с нами была абсолютно
уверена, что мы все под наркотиками. А мы просто такие на самом деле.
Поэтому коллектив получился самодостаточный и сам от себя заводящийся.
От всех тусовок мы откалываемся. Это же счастье -общаться с людьми, тебе
интересными и делать интересное и важное дело. А популярность мы поднимаем
повышением уровня игры и обновлением программы. Чтобы было все страньше
и страньше. Ну и альбомы выпускаем. Иначе - и счастье потеряем и денег
не найдем.
Пожалуй,
все. Несколько слов от себя на прощанье?
А это все
слова были от меня. Вот к осени выпустим два альбома - один печальный
студийный, другой - активный, психоделичный - концертный - послушайте
их - это совсем новая группа "Рада и Терновник". Я смело могу
сказать - что это та музыка, которую я хотела записать всю жизнь. Вы
не пожалеете.
|